Библеистика и богословие

Вопрос 10. Проблемы межкультурной коммуникации в транснациональных корпорациях. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Культурный шок: причины, пути преодоления.

Вопрос 10. Проблемы межкультурной коммуникации в транснациональных корпорациях. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Культурный шок: причины, пути преодоления.

Нередко контакт
с иной культурой приводит к разнообразным
проблемам и конфликтам, связанным с
непониманием чужой культурной среды.

Иногда используются
сходные понятия — «шок перехода»,
«культурная утомляемость». В той или
иной степени стресс, или культурный
шок, переживают практически все
иммигранты, оказывающиеся в чужой
культурной среде.

Термин «культурный
шок»
был
введен в научный оборот американским
исследователем К. Обергом в 1960 г. Он
отметил, что вхождение человека в чужую
культуру сопровождается неприятными
ощущениями. В наше время считается, что
причины этого кроются, с одной стороны,
в неожиданности столкновения с опытом
чужой культуры, а с другой — в возможности
(также неожиданной) негативной оценки
собственной культуры.

Обычно выделяют
шесть форм культурного шока:

· • напряжение
из-за усилий, прилагаемых для достижения
психологической адаптации;

· • чувство
потери старых друзей, положения в
обществе, профессии, собственности;

· • чувство
одиночества (отверженности) в новой
среде, которое может трансформироваться
в отрицание чужой культуры;

· • нарушение
ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

· • тревога,
переходящая в негодование и отвращение
после осознания культурных различий;

· • чувство
неполноценности из-за неспособности
справиться с ситуацией.

Главной причиной
культурного шока является различие
культур. Симптомы культурного шока
могут быть самыми разными: от преувеличенной
заботы о чистоте посуды, белья, качестве
воды и пищи до психосоматических
расстройств, общей тревожности,
-бессонницы, страха. Они могут вылиться
в депрессию, алкоголизм или наркоманию
и даже привести к самоубийству.

Разумеется,
культурный шок имеет не только негативные
последствия. Современные исследователи
рассматривают его как нормальную
реакцию, как часть обычного процесса
адаптации к новым условиям. Более того,
в ходе этого процесса личность не просто
приобретает знания о новой культуре и
о нормах поведения в ней, но и становится
более развитой культурно, хотя испытывает
при этом стресс.

Степень выраженности
культурного шока и продолжительность
межкультурной адаптации зависят от
очень многих факторов: внутренних
(индивидуальные) и внешних (групповые).

В первой группе
факторов важнейшими являются индивидуальные
характеристики человека: пол, возраст,
черты характера.

Поэтому в последнее
время исследователи считают, что более
важным для адаптации оказывается фактор
образования. Чем оно выше, тем успешнее
проходит адаптация. Образование, даже
без учета культурного содержания,
расширяет внутренние возможности
человека. Чем сложнее картина мира у
человека, тем легче и быстрее он
воспринимает новации.

В связи с этими
исследованиями учеными были предприняты
попытки выделить некий универсальный
набор личностных характеристик, которыми
должен обладать человек, готовящийся
к жизни в чужой стране с чужой культурой.
Обычно называют следующие черты личности:
профессиональная компетентность,
высокая самооценка, общительность,
экстравертность, открытость для разных
взглядов, интерес к окружающим людям,
склонность к сотрудничеству, терпимость
к неопределенности, внутренний
самоконтроль, смелость и настойчивость,
эмпатия. Если культурная дистанция
слишком велика, адаптация не будет
протекать легче. К внутренним факторам
адаптации и преодоления культурного
шока относятся также обстоятельства
жизненного опыта чел века. Здесь важнее
всего — мотивы к адаптации. Наличие
знаний языка, истории и культуры,
безусловно, облегчает адаптацию.

Среди внешних
факторов, влияющих на адаптацию и
культурный шок, прежде всего нужно
назвать культурную дистанцию, то есть
степень различий между родной культурой
и той, к которой идет адаптация. В этом
случае важно отметить, что на адаптацию
влияет даже не сама культурная дистанция,
а представление человека о ней, его
ощущение культурной дистанции, которое
зависит от множества факторов: наличия
или отсутствия войн или конфликтов, как
в настоящем, так и в прошлом, знание
чужого языка и культуры и т.д.

В ходе культурного
шока идет личностный рост, ломка
существующих стереотипов, для чего
требуется огромная затрата физических
и психологических ресурсов человека.
Но результаты стоят того: новая картина
мира, основанная на принятии и понимании
культурного многообразия, снятие
дихотомии «мы — они», устойчивость
перед новыми испытаниями, терпимость
к новому и необычному.

Стереотипы
и предрассудки в межкультурной
коммуникации

Представления
людей о мире всегда относительны,
разнообразны и зависят от того, в какой
культуре человек родился и воспитывался.
Чтобы понять, почему представитель
другой культуры ведет себя именно так
в определенном социокультурном контексте,
следует разобраться, как он воспринимает
этот мир, увидеть ситуацию его глазами,
представить себе, как работает его
восприятие.

В процессе
интерпретации поведения носителя чужой
культуры многое объясняется стереотипными
представлениями каждой из сторон.
Стереотипы — это устойчивые, обобщенные
представления об образе жизни, обычаях,
нравах, привычках, т.е. о системе
этнокультурных свойств того или иного
народа. Они основываются на многократно
повторяющихся однообразных жизненных
ситуациях, которые закрепляются в
сознании человека в виде стандартных
схем и моделей. Тот же механизм работает
и при восприятии различных категорий
людей, когда преувеличиваются сходные
качества между ними и игнорируются
различия. Иными словами, стереотипы
помогают человеку дифференцировать и
упрощать окружающий мир, навести в нем
порядок.

Реальным носителем
стереотипов является группа, и поэтому
именно в опыте группы следует искать
корни стереотипа. Стереотипы отражают
общественный опыт людей, общее и
повторяющееся в их повседневной практике.
Они формируются в результате совместной
деятельности путем акцентирования
сознания человека на тех или иных
свойствах, качествах явлений окружающего
мира, которые хорошо известны, видны
или понятны по крайней мере большому
числу людей. По своему содержанию
стереотипы представляют собой
концентрированное выражение этих
свойств и качеств, наиболее схематично
и понятно передающих их сущность.

Психологический
механизм возникновения стереотипов
основывается на принципе экономии
усилий, свойственном повседневному
человеческому мышлению. Иными словами,
люди стремятся не реагировать на
происходящие явления каждый раз со всей
полнотой ощущений и переживаний, а
подводят их под известные им категории.
Постоянно меняющийся мир просто
перегружает человека новой информацией
и психологически вынуждает его
классифицировать эту ин­формацию в
наиболее удобные и привычные модели,
которые и получили название стереотипов.
В этих случаях познавательный процесс
остается на уровне обыденного сознания,
ограничиваясь житейским опытом,
основанным на обобщении типичных для
данной области представлений. В то же
время окружающий человека мир обладает
известными элементами единообразия и
повторяемости, на которые вырабатываются
устойчивые реакции и способы действия,
носящие также стереотипный характер.
Отказ от стереотипов потребовал бы от
человека постоянного напряжения внимания
и превратил бы весь процесс его жизни
в бесконечную череду проб и ошибок. Они
помогают человеку дифференцировать и
упрощать окружающий мир.

Стереотипы являются
определенными убеждениями и «привычными
знаниями» людей относительно качеств
и черт характера других индивидов, а
также событий, явлений, вещей. По этой
причине стереотипы существуют и широко
используются людьми. В зависимости от
характера объекта и его места в социальной
структуре существуют различные виды
стереотипов, например групповые,
профессиональные, этнические, возрастные
и т.д. В качестве объектов стереотипизации
выступают чаще всего обобщение и
упрощенные образы этих групп. Основой
этнического стереотипа обычно является
какая-либо заметная черта внешности
(цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип
волос, рост и т.д.). Основой стереотипа
может также служить и какая-либо черта
в характере и поведении человека.

Представления о
типичных чертах других народов зависят
от форм и разнообразия контактов с ними.
При этом результатом контактов являются
не только стереотипы, но и предрассудки.

Психология
рассматривает предрассудок как
психологическую установку предвзятого
и враждебного отношения к чему-либо без
достаточных на то оснований или причин.

Главным фактором
в возникновении предрассудков выступает
неравенство в социальных, экономических
и культурных условиях жизни различных
этнических общностей. Этот же фактор
определяет и такую распространенную
форму предрассудка, как ксенофобия —
неприязнь ко всем иностранцам.

Предрассудки
возникают как следствие неполного или
искаженного понимания объекта. Возникая
на основе ассоциации, воображения или
предположения, психологическая установка
с искаженным информационным компонентом
оказывает тем не менее стойкое влияние
на отношение людей к объекту.

В процессе
межкультурной коммуникации следует
различать стереотип и предрассудок.
Стереотип, как обобщенный, собирательный
образ группы или ее представителя, как
правило, без ярко выраженных эмоциональных
оценок, содержит возможность позитивных
суждений.

Для предрассудков
характерно бездумное негативное
отношение ко всем членам группы или
большей ее части. В практике человеческого
общения объектом предрассудков обычно
становятся люди, резко отличающиеся от
большинства какими-либо чертами,
отрицательно оцениваемыми другими
людьми. Предрассудки, как и стереотипы,
являются элементами культуры, поскольку
порождены общественными, а не биологическими
причинами. Однако предрассудки
представляют собой устойчивые и широко
распространенные элементы обыденной,
повседневной культуры, которые передаются
их носителями из поколения в поколение
и сохраняются при помощи обычаев или
нормативных актов. Чаще всего предрассудки
включены в культуру в виде нормативных
заповедей, т.е. строгих представлений
— «что и как должно быть», например, как
следует относиться к представителям
тех или иных этнических или социокультурных
групп.

Механизм формирования
предрассудков позволяет людям эмоционально
реагировать на человека, причинно не
связанного с возникновением этой
реакции. Этот особый механизм чаще всего
используется в культивации этноцентризма,
стереотипов и предрассудков и называется
психологическим процессом перемещения

Суть этого процесса
сводится к переносу выражения эмоций
в иную ситуацию, где это можно осуществить
либо безопасно, либо с большой выгодой.
Психологическое перемещение используется
людьми или бессознательно — в качестве
защитного механизма психики, или
преднамеренно — в поисках «козла
отпущения», за собственные неудачи или
ошибки. При этом психологическое
перемещение есть атрибут не только
индивидуальной психической деятельности,
но и коллективных психических процессов
и способно охватывать значительные
массы людей. Механизм перемещения
позволяет направить гнев и враждебность
людей на объект, не имеющий отношения
к причинам этих эмоций.

Развиваясь на
почве неполного или искаженного знания,
предрассудки могут возникать по поводу
объектов самого различного рода — вещей
и животных, людей и их ассоциаций, идей
и представлений. Самые распространенные
— это этнические предрассудки. Сохранению
и широкому их распространению способствуют
некоторые социально-психологические
причины, вытекающие из социально-экономических
условий жизни людей. Одна из них —
попытка представителей доминирующей
этнической группы найти источник
психического удовлетворения от чувства
мнимого превосходства, находясь при
этом у подножия социальной лестницы
из-за сложного материального положения.
Отсутствие действительного престижа
среди господствующей этнической группы
компенсируется иллюзорным престижем
от сознания принадлежности к «высшей
расе».

В зарубежной
психологии существует довольно много
теорий происхождения предрассудков.
Одна из них — теория фрустрации и
агрессии. Ее суть заключается в том, что
в человеческой психике в силу определенных
причин, вызванных отрицательными
эмоциями; создается состояние напряжения
— фрустрация. Это состояние требует
разрядки, и ее объектом может стать
любой человек. Когда причины трудностей
и невзгод видятся в какой-либо этнической
группе, раздражение направляется против
этой группы, причем, как правило, против
нее уже накопилось враждебное
предубеждение.

Формирование
предрассудков объясняется потребностью
людей определить свое положение по
отношению к другим, основываясь на
превосходстве своей этнической группы
и тем самым своего индивидуального Я
над другими. В процессе такого
самоутверждения уничижаются достижения
другой группы и подчеркивается
неприязненное отношение к ней. В данном
случае, по мнению Г. Тэджфела, можно
говорить о социально-экономическом,
культурном и политическом контекстах
межгрупповых отношений, которые, в свою
очередь, связаны с этнической и культурной
идентификацией взаимодействующих
групп. Причем позитивная идентификация
связывается в основном со своей культурной
группой, а к чужой культурной группе
демонстрируется негативная идентификация
или даже открытая дискриминация.

Предрассудки
усваиваются каждым отдельным индивидом
в процессе социализации и кристаллизуются
под влиянием культурно-групповых норм
и ценностей. Их источником служит ближнее
окружение человека, в первую очередь
родители, учителя, приятели. Таким
образом, индивидуальные предрассудки
в большинстве случаев возникают не из
личного опыта межкультурного общения,
а в результате усвоения сложившихся
ранее предрассудков.

В повседневной
жизни человека предрассудки играют
весьма значительную роль.

Во-первых, наличие
того или иного предрассудка серьезно
искажает для его носителя восприятие
людей из других этнических или
социокультурных групп — он видит в них
то, что хочет видеть, а не то, что есть
на самом деле.

Во-вторых, в среде
людей, зараженных предрассудками,
возникает неосознанное чувство тревоги
и страха: они видят потенциальную угрозу,
исходящую будто бы от объектов,
подвергнутых ими же дискриминации, что
порождает еще больше недоверия к ним.

В-третьих,
предрассудки и основанные на них традиции
и практики дискриминации, сегрегации,
ущемления гражданских прав в конечном
счете искажают самооценку объектов
этих предрассудков. Значительному числу
людей навязывается чувство социальной
неполноценности, и как реакция на это
чувство возникает готовность к утверждению
личностной полноценности через
межэтнические и межкультурные конфликты.

Различного рода
негативные формы взаимоотношений
возникают в результате влияния какого-то
одного предрассудка или группы
предрассудков. Все зависит от того, к
какому типу принадлежит соответствующий
предрассудок. В психологии принято
выделять шесть основных типов
предрассудков:

• яркие необоснованные
предрассудки открыто декларируют: члены
чужой группы (по тем или иным признакам)
хуже членов собственной группы;

• символические
предрассудки предполагают наличие
негативных чувств к членам чужой группы,
которые якобы угрожают культурным
базовым ценностям собственной группы;

• токенизский тип
предрассудков выражается в предоставлении
социальных преимуществ этническим или
социокультурным группам в обществе,
чтобы создать видимость справедливости.
Предрассудки этого типа предполагают
наличие негативных чувств по отношению
к чужой группе, однако члены собственной
группы не хотят себе в этом признаваться;

• предрассудки
типа «длинной руки» подразумевают
позитивное поведение при общении с
членами чужой группы только в определенных
обстоятельствах (например, случайное
знакомство, формальные встречи). В
ситуации более близкого контакта
(например, соседство) демонстрируется
недружелюбное поведение;

• фактические
антипатии как тип предрассудков
предполагают наличие открыто негативного
отношения к членам чужой группы в случае,
если их поведение действительно не
устраивает членов собственной группы;

• предрассудки
типа «знакомое и незнакомое» подразумевают
отказ от контактов с членами чужой
группы, поскольку общение с чужаками
якобы заставляет в той или иной мере
испытывать неудобства Носители этих
предрассудков предпочитают взаимодействовать
с людьми собственной группы, поскольку
это общение не вызывает у них нервных
и эмоциональных переживаний.

В процессе
жизнедеятельности каждый человек
подвержен влиянию друзей, знакомых,
которые бессознательно или осознанно
пытаются скорректировать предрассудки
в «лучшую» сторону. На самом деле, если
предрассудки однажды были усвоены, то
от них очень нелегко отказаться. Особой
живучестью отличаются этнические
предрассудки. Так, человеку не трудно
отказаться от предрассудка, направленного
против автомобилей той или иной марки,
и гораздо сложнее — от негативного
мнения о какой-либо этнической группе.

Наивно полагать,
что отказ от стереотипов и предрассудков
— дело простое, легко осуществимое при
помощи социальных технологий или других
методик. Фактически люди склонны помнить
ту информацию, которая поддерживает
предрассудки, и игнорировать информацию,
которая им противоречит, и если
предрассудки были когда-либо усвоены
человеком, то они сохраняются в течение
длительного времени.

Исходя из всего
вышесказанного можно сделать вывод,
что стереотипы позволяют строить
предположения о причинах и возможных
последствиях своих и чужих поступков.
С помощью стереотипов человек наделяется
теми или иными чертами характера и
качествами, и на этой основе можно
прогнозировать его поведение. Таким
образом, как в коммуникации вообще, таки
в ситуации межкультурных контактов
стереотипы играют очень важную роль.
Стереотипизация помогает людям понимать
ситуацию и действовать в соответствии
с новыми обстоятельствами. Поэтому
стереотип может не только быть препятствием
в коммуникации, но и приносить определенную
пользу.

Но нельзя путать
понятия стереотип и предрассудок. Термин
предрассудок носит негативный характер
и подразумевает враждебный настрой по
отношению к представителю «чужой»
культуры. Поэтому одной из задач
руководителя является отказ от
предрассудков и грамотное использование
знаний о стереотипах.

Толерантность
в межкультурной коммуникации

Процесс глобализации,
ведущий к взаимозависимости культур,
народов и цивилизаций, вызывает к жизни
необходимость перехода от иерархической
системы отношений, построенных на
принципах господства и подчинения, к
системе отношений, основанных на
принципах демократии, плюрализма и
толерантности. Вместе с тем глобализация
создает предпосылки, затрудняющие
диалог культур. Это — нарастающее
многообразие и все углубляющаяся
социальная поляризация в мире, активизация
религиозного фундаментализма и
воинствующего национализма, рост числа
их адептов, неспособность существующих
социальных институтов защитить любую
этническую культуру в новых условиях.
Поэтому возникает потребность в
консенсусе, достичь которого можно,
лишь осознав, что удовлетворить
собственные интересы нельзя без учета
интересов другого.

В настоящее время
во взаимодействии народов и культур
очевидно доминирование локальных
интересов над общими. Иными словами,
подавляющая часть этнических групп
отстаивает местные интересы, которые
признаются приоритетными по отношению
ко всем другим. В этой ситуации крайняя
терпимость к членам своей группы
сочетается с нетерпимостью ко всем
остальным. Но при таком направлении
развития авторитарное подчинение,
грубая сила, утилитаризм и прагматизм
малопродуктивны. Необходимым условием
выживания народов в современном мире
может быть только интеграция, признание
суверенности и ценности каждого народа
и его культуры. Это означает, что
взаимодействие народов и культур должно
развиваться на основе принципа
толерантности, что подразумевает:

1. Не судить о
ценностях, убеждениях и обычаях других
культур на основе собственных ценностей.

2. Всегда помнить
о необходимости понимать культурную
основу чужих ценностей.

3. Никогда не
исходить из превосходства своей религии
над религией другого.

4. Общаясь с
представителями другой религии, пытаться
понимать и уважать эту религию.

5. Стремиться понять
обычаи приготовления и принятия пищи
других народов, сложившиеся под влиянием
их специфических потребностей и ресурсов.

6. Уважать способы
одеваться, принятые в других культурах.

7. Не демонстрировать
отвращения к непривычным запахам, если
те могут восприниматься как приятные
людьми других культур.

8. Не исходить из
цвета кожи как «естественной» основы
взаимоотношений с тем или иным человеком.

9. Не смотреть
свысока на человека, если его акцент
отличается от твоего.

10. Понимать, что
каждая культура, сколь бы малой она ни
была, имеет что предложить миру, но нет
таких культур, которые бы обладали
монополией на все.

11. Не пытаться
использовать свой высокий статус в
иерархии родной культуры для воздействия
на поведение своих партнеров в ходе
межкультурных контактов.

12. Всегда помнить,
что никакие научные данные не подтверждают
превосходства одной этнической группы
над другой.

Таким образом,
межкультурной компетенцией можно
овладеть посредством овладения знаниями,
полученными в процессе межкультурной
коммуникации.


Leave a Reply

Your email address will not be published.Required fields are marked *